Клинкерная брусчатка - основная информация
Клинкерная брусчатка – стройматериал для мощения дорожек, тротуаров, придомовых и других территорий. Она производится с использованием тугоплавкой глины посредством ее обжига при высокой температуре. Такую брусчатку называют также мостовым, дорожным или тротуарным клинкером.
Краткая характеристика
Клинкерная брусчатка – это, как правило, полнотелый кирпич в форме вытянутого параллелепипеда. Но есть производители, выпускающие клинкер других форм (квадратный, фасонный или округлый). На расцветку брусчатки влияет сорт использованной глины и выбор пигментов для добавления в сырье. Как правило, у нее естественная цветовая гамма: желтый, кирпично-красный, охристый, терракотовый и подобные оттенки.
Плюсы материала
- Отличные показатели прочности. Брусчатка известных торговых марок может выдерживать нагрузку до 2 тысяч кг/см². Другие производители выпускают стандартные стройматериалы, которые по уровню прочности не хуже вибропрессованной плитки из бетона того же размера и формы.
- Низкий уровень гигроскопичности. Тротуарная бетонная плитка по этому показателю почти вдвое хуже клинкера, который не впитывает воду, химикаты, маслянистые и другие жидкости.
- Безопасность. У тротуарной клинкерной брусчатки шероховатая поверхность, что выгодно отличает ее от вибролитой плитки. На мощеной таким материалом дорожке или другой территории не будет скользко даже во время дождя или снега. Поэтому клинкер отлично подходит для регионов, где часто выпадают осадки.
- Однородная расцветка. У клинкерной брусчатки окрашивание полностью равномерное благодаря грамотному выбору сорта глины, технологии ее обжига и температурного режима. При этом цвет сохраняется в течение продолжительного периода и не бледнеет при стирании. Клинкер можно укладывать любой стороной.
Условно минусами клинкерной брусчатки можно назвать высокую цену и то, что она проигрывает в сравнении с тротуарной плиткой по количеству форм. Но это полностью компенсируется декоративными достоинствами и продолжительным сроком эксплуатации.
Виды клинкера
Выбирая брусчатку для определенных целей, необходимо учитывать, что есть разные виды этого материала, которые классифицируются по нескольким критериям.
По сфере использования
- Для мощения пешеходных зон. С этой целью применяется клинкер до 42 мм в толщину. Его укладывают там, где нет транспорта, например, на тротуарах, придомовых территориях, приусадебных участках, дорожках среди зеленых насаждений и в зонах около торговых и офисных центров.
- Для автомагистралей. Там, где передвигаются легковые автомобили, используется брусчатка, толщина которой как минимум 45 мм, а если транспортное средство тяжелее 5 тонн – не меньше 52 мм.
Вид клинкера выбирается в зависимости от того, на какой трассе он будет использоваться, насколько интенсивный на ней трафик и какой максимальной массы автомобили.
По размерам
По ГОСТ 32311-2012 брусчатка не должна быть тоньше 40мм, а максимальное соотношение длины с толщиной – 6. Производитель определяет номинальные размеры клинкера, самые популярные из которых – 200х100х50 мм и 200х100х52 мм.
По расцветке
На рынке представлены два основных вида клинкерной брусчатки.
- Однотонная. Окрашивание производится по всей поверхности изделия равномерно.
- С градиентом. Присутствует плавный переход оттенка от темного к светлому.
Технология мощения клинкером
Работы проводятся практически так же, как при использовании других стройматериалов. Но есть и некоторые отличия.
Толщина основания (подушки)
Если клинкерная брусчатка выкладывается в стандартной пешеходной зоне, требуется подстилка толщиной от 20 до 25 мм, когда предполагается движение легковых авто – от 40 мм, а для магистралей и автодорог, по которым постоянно передвигаются транспортные средства тяжелее 5 тонн, обустраивается основание до уровня, на который промерзает грунт.
Величина зазора между модулями
Если по покрытию будут ездить автомобили, нужен зазор от 4 до 6 мм, заполненный песком или какой-то пропускающей жидкость строительной смесью. Можно укладывать клинкер без зазоров только в том случае, если на территории не будет большой нагрузки.
Укладка брусчатки с учетом упомянутых особенностей позволяет обеспечить покрытию долговечность, безопасность и эстетичный внешний вид, как в пешеходной зоне, так и на автодороге.