Краткая история кирпича ручной работы
Кирпич издавна считается самым популярным строительным материалом. Кирпич бывает разных видов. В зависимости от разновидности данного материала, его можно использовать при закладке фундамента, постройке погребов, стен дома, печей, заборов, канализационных колодцев, а также укладки дорожек. Кирпич может пригодиться и в качестве материала для интерьерной отделки комнат или фасадов домов: для этих целей используется специальный тип кирпича – лицевой кирпич.
Многие строители называют кирпич своим кормильцем, «хлебом»: недаром и хлеб выпекают в виде «кирпичика». Эта метафора не случайна, она дожила до наших дней благодаря привилегированному статусу этого необычайного по своей истории и широкой применимости материала.
Использование кирпича в древних государствах и в средневековой Европе
Первым строительным материалом, который создал человек, считается именно кирпич. До изобретения этого универсального инструмента строительства использовались только грубые камни и дерево. Тем не менее, точная дата создания первой кирпичной кладки неизвестна. Самый древний сохранившийся кирпич, который нашли археологи, датируется 8 тысячами лет до нашей эры. Более того, 90-метровая Вавилонская башня, которая является одним из чудес света, была также построена из кирпича. Сырец послужил материалом для внутреннего яруса башни, внешний был выложен из обожжённого кирпича, а седьмой слой башни был облицован голубой глазированной керамикой. Кирпич-сырец многие века использовался строителями для возведения домов и религиозных зданий. После формирования такие кирпичи высушивались под солнцем. Сырьём для такого типа строительного материала служили смеси из глины и навоза, глины и грязи, смол и пористой извести. Иногда в такой кирпич добавлялся песок и прочие минеральные вещества.
Древняя Италия также являлась страной, где среди Этрусков, живших в VIII-III вв. до нашей эры, было распространено строительство из кирпича: из этого материала возводились целые города. Но простые дома они всё же предпочитали строить из дерева, декорируя их в терракотовых тонах.
Тем не менее, глиняно-смоляной кирпич оптимален в сухом и знойном климате, ведь в условиях повышенной влажности он отсыревает и показатели его прочности стремительно ухудшаются. Керамический, или обожжённый, кирпич намного надёжнее. Технология производства этого строительного материала зародилась одновременно в Древнем Египте и Месопотамии: там обжигу научились ещё в III тысячелетии до нашей эры. Византийские, греческие и римские ремесленники использовали керамический кирпич в качестве основного строительного материала. Он изготавливался в разных формах: и по сей день керамический кирпич бывает квадратным, прямоугольным, треугольным и даже фигурным. В Древней Греции кирпич называли плинфой. Плинфа больше напоминала облицовочные плиты: её рёбра были не меньше 30 см, а толщина – максимум 5 см.
Архитекторы из европейских городов Средневековья любили кирпич за его декоративную функцию, а не только за конструкционные особенности. Именно они изобрели узорную кладку, кирпич с рельефным рисунком на поверхности и специальную кирпичную глянцевую глазурь разных цветов. В Германии, например, в XII-XVII столетиях получил распространение целый архитектурный стиль, который подразумевает использование кирпича при закладке стен – кирпичная готика.
Использование кирпича в России
В Древнюю Русь кирпич пришёл довольно давно, ещё в IV-V столетиях, но до XII столетия использовалась только его греческая разновидность, плинфа. На её основе были возведены некоторые соборы в Киеве и Вологде. Кирпич в его современном понимании, похожий на брусок, стал использоваться русскими строителями лишь в XV столетии и мгновенно приобрёл популярность.
Московский Кремль был спроектирован в 1475 году зодчим из Италии, Аристотелем Фиораванти, после чего им была возведена в черте города фабрика с обжиговыми печами. Чтобы изготовить керамический кирпич, можно было использовать любую глину. Процесс изготовления кирпича выглядел так: на зиму глину оставляли выветриваться; на весенние месяцы замачивали в творилах, или специальных ямах, после чего мяли голыми ступнями; формирование кирпичей происходило только в тёплые месяцы и вручную. Создавались специальные формы из дерева с железной обшивкой, зачастую не имевшие дна (такие разновидности форм назывались пролётками), куда и заливалась глиняная смесь для каждого отдельного кирпича. Человек, изготавливающий сырцы в формах, назывался формовщиком или порядовщиком: за один рабочий день он мог изготовить до 2,5 тысяч кирпичей-сырцов. Чтобы повысить плотность кирпича, использовался «подпятный» приём – глина вминалась в формочку пяткой ступни. После формирования сырцы обсушивались на полках и обжигались в огне. Такие кирпичи, также называвшиеся «глиняным камнем», использовались для возведения таких легендарных объектов, как Новгородский и Казанский кремли, а также Собор Покрова Пресвятой Богородицы.
XIX столетие стало настоящей вехой в кирпичном производстве. Именно в то время распространились кольцевые обжиговые печи, ленточные прессы и машины для обработки глины, функционирующие на паровой тяге. В середине того же столетия был создан и первый «кирпичный» ГОСТ: «Правила для единообразной прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в Санкт-Петербурге, так и в других местах России, на казённых и частных заводах». Эти государственные нормы установили и оптимальный размер одного бруска – 26х13х7 см. Рабочие на кирпичных заводах в обязательном порядке использовали специальные клейма, которые наносились на каждый сырец и содержали необходимые сведения. Прочитав их, можно было узнать имя заводчика, год постройки фабрики и описание способов производства.
Помимо строительных кирпичей выпускались также лекальные. Они могли быть разной формы и конфигурации – круглые, клиновидные, пустотелые и изящные облицовочные. XX век принёс с собой архитектурную моду в стиле модерн: благодаря ему кирпичи стали изготавливаться в самых разных цветовых вариациях. Для окрашивания кирпичей использовались разнообразные красители и глазурь.
Загородное строительство и реконструкция построек
Благодаря современным технологиям ассортимент кирпича стал невероятно широким и усовершенствованным – как по внешним, так и по технологическим и эксплуатационным характеристикам. Продуктивность труда повысила свой уровень во сто крат благодаря введению автоматического производства. Но, как это ни странно, с приходом XXI века появилась потребность в новых кирпичах ручной формовки.
Это объясняется тем, что множество старинных зданий было решено подвергнуть реставрации. Также, по причине роста благосостояния, возникло стремление отделки новых городских и загородных домов в искусственно состаренном стиле: кирпичи с фабричных конвейеров для этого не подходили. Спрос рынка начала 2000-х годов потребовал от производителей из Западной Европы освоения технологии под названием hand form. Кирпичи ручной формовки по-прежнему производились в механизированных условиях, однако он кардинально отличался от прежнего способа. Не было его производство похоже и на изготовление обыкновенного кирпича массового спроса.
Производство кирпича, как и облицовочных и тротуарных плиток, имеет строго спланированный технологический процесс. Сначала формируется смесь, которая содержит только очищенные натуральные компоненты. Затем проводится обжиг сырых брусков в специализированных печах при высочайших температурах. ГОСТ запрещает проводить прессовку кирпичей ручной формовки перед процедурой обжига. Обжиг проводится до полного спекания сырца – это позволяет избавиться от пустот и инородных включений в кирпиче. После такого обжига кирпич может похвастаться превосходными характеристиками. Такой строительный материал очень плотный, обладает низким влагопоглощением (до 5 %) и высокой стойкостью; он устойчив к воздействию любой кислоты или щелочи. Следовательно, срок службы такого кирпича в разы больше, чем у простого строительного.
Ещё одно преимущество кирпичей ручной формовки – их красота. Вот почему они используются при облицовке фасадов и цоколей построек, отделки веранд и даже оформления интерьеров. Каждая партия кирпичей ручной работы уникальна тем, что ни один отдельный кирпич в ней не повторяет другой. Сотня таких кирпичей, произведённых с контрастными вкраплениями либо в однородном оттенке и уложенных при облицовке, создаёт впечатление бесконечного узора или бегущей световой волны. Сложно передать на словах красоту и притягательность подобных кирпичей. Такой кирпич будто издаёт живую энергию.